Порт — важный грузо-пассажирский узел, расположенный в живописном месте на берегу озера Байкал, у истока реки Ангара. В посёлке Байкал, который является частью Слюдянского района Иркутской области России. История порта уходит своими корнями в начало XX века, когда в 1900 году запущена Байкальская железнодорожная переправа, связывающая порт с Иркутском. Это было событие, так как порту удалось занять стратегически важное место на транспортной карте региона.
Порт Байкал
К 1905 году порт был дополнительно соединён с Кругобайкальской железной дорогой, что способствовало развитию. Однако в 1956 году ветка Байкал — Иркутск была закрыта, и несмотря на это, порт сумел сохранить своё значение как перевалочный пункт для грузов и пассажиров, обеспечивая связь между водным и железнодорожным транспортом.
Порт располагает судоподъездным плавучим доком грузоподъёмностью в 2500 тонн, а его способности по охране окружающей среды представлены такими объектами, как судно комплексной переработки отходов «Самотлор» и специализированная зачистная станция для очистки подсланевых вод.
Инфраструктура порта
Современное состояние порта включает осуществление как пассажирских, так и грузовых перевозок. Пассажирские перевозки осуществляются до посёлка Листвянка, расположенного на другом берегу Ангары. Важно отметить, что порт не осуществляет погрузочные работы.
В настоящее время порт осуществляет как пассажирские, так и грузовые перевозки. Пассажиры могут пересекать Байкал на паромах, отправляющихся до живописного посёлка Листвянка, который находится на противоположном берегу Ангары. Тем не менее, стоит отметить, что на сегодняшний день порт не производит погрузочные работы, что может ограничивать его функциональные возможности по сравнению с его историческим значением. Порт продолжает оставаться важным элементом транспортной инфраструктуры региона, обслуживая местных жителей и туристов, приезжающих посетить уникальные природные богатства Байкала.
Посёлок Байкал (Порт-Байкал)
Посёлок, также известный как Порт-Байкал, располагается на живописных берегах одноимённого озера в Слюдянском районе Иркутской области России. Неподалёку от истока реки Ангары, он находится примерно в 60 километрах к юго-востоку от областного центра Иркутска и в 94 километрах от города Слюдянки. По своему расположению этот маленький, но значимый населённый пункт занимают узкую полосу побережья озера и протянулся вдоль линии Кругобайкальской железной дороги, помещаясь между четырьмя распадками, что придаёт ему особый уют и атмосферу.
Посёлок находится на берегу озера Байкал у истока реки Ангары (на левом берегу). Располагается в 60 километрах к юго-востоку от Иркутска и в 94 километрах от районного центра — города Слюдянки. Строения посёлка занимают узкую полосу берега вдоль линии Кругобайкальской железной дороги и располагаются внутри четырех распадков.
История посёлка
История посёлка начинается в 1897 году, когда началось строительство западного участка Кругобайкальской железной дороги. Это событие стало важным шагом для развития региона, поскольку железная дорога способствовала не только транспортировке грузов, но и привлекала пассажиров. С течением времени, в 1948 году, Порт-Байкал был официально признан посёлком городского типа, однако 14 января 2014 года он был преобразован в сельский посёлок. Эта перемена отразила изменение в функциях и значении населения поселка, ставшего более мирным и туристически ориентированным.
Социальная инфраструктура
В плане социальной инфраструктуры, посёлок предлагает различные услуги местным жителям и туристам. В нём функционирует основная общеобразовательная школа, что обеспечивает образовательные потребности детей. Дом культуры и фельдшерско-акушерский пункт предоставляют необходимые социальные и медицинские услуги, а многочисленные гостевые комплексы и турбазы делают Порт-Байкал отличным местом для отдыха и туризма.
В посёлке функционируют:
- Основная общеобразовательная школа
- Дом культуры
- Фельдшерско-акушерский пункт
- Несколько гостевых комплексов и турбаз
- Экономика
Основные направления деятельности:
- Судоремонт
- Железнодорожная станция
- Завод по розливу байкальской воды
- Подсобные хозяйства
- Туризм
Большинство населения посёлка составляют русские, исповедующие православие. На сегодняшний день численность жителей составляет около 400 человек, что подчеркивает небольшие размеры и дружелюбную атмосферу этого места. Порт-Байкал нацелился на развитие как туристического направления, что, безусловно, повлияет на его будущее и повысит интерес к этому уголку России.
Экономика посёлка разнообразна. Одним из основных направлений является судоремонт, который поддерживает местный транспортный флот. Важной частью экономики также служит железнодорожная станция, а завод по розливу байкальской воды привлекает внимание как местных жителей, так и туристов, стремящихся попробовать чистую и целебную воду озера. Кроме того, в посёлке развиваются подсобные хозяйства и туристический бизнес, что создаёт дополнительные рабочие места и способствует экономическому развитию региона.
Кругобайкальская железная дорога
Железная дорога — это уникальный и живописный железнодорожный маршрут, расположенный на юге России, вокруг западного побережья Байкала. Эта дорога была построена в конце XIX — начале XX века и представляет собой часть транссибирской магистрали, связывающей Европейскую часть России с Дальним Востоком.
Строительство Кругобайкальской железной дороги началось в 1890-х годах и было вызвано необходимостью соединить разные участки Транссиба, поскольку участок, проходящий вдоль озера Байкал, был слишком трудным для прохода из-за его сложного рельефа и частых оползней. В результате, чтобы обойти затруднения, была построена эта железная дорога, состоящая из множества тоннелей, мостов и эстакад.
Кругобайкалка, как её часто называют, является гордостью и символом инженерного мастерства своего времени. Протяжённость дороги составляет около 85 км, и она соединяет города Посольск и Мысовая. Путешествие по этой дороге обрамлено великолепными природными пейзажами: на горизонте простираются величественные горы, а вдоль берега Байкала растут густые леса.
От КБЖД удобно продолжить свое путешествие в Тункинскую долину, Байкальск или на остров Ольхон. Так что приготовьтесь к невероятным приключениям и удивительным пейзажам
История строительства
Дорога была построена от Иркутска до станции Мысовая протяженностью 260 километров. Строительство велось в сложных условиях: путь проложили по краю берега через склоны Приморского хребта. В 1901–1904 годах на строительстве работало около 13,5 тысяч человек. Рабочее движение началось 18 сентября 1904 года, а постоянная эксплуатация была введена 13 октября 1905 года.
Сроки, в которые удалось построить этот величественный путь, можно смело назвать ошеломляющими. КБЖД, как часть Транссиба, была полностью построена с 1899 по 1905 гг. и в 1905 г по ней уже ходили поезда на год ранее ожидаемого срока. Это достижение можно объяснить, в частности, началом войны на Дальнем Востоке, что стало дополнительным стимулом для активного строительства.
Охрана и туризм
21 декабря 1982 года участок КБЖД Байкал — Култук был объявлен архитектурно-ландшафтным заповедником. С начала 1980-х годов началось освещение Кругобайкальской железной дороги как уникального исторического и культурного объекта. В течение последних десятилетий КБЖД стала популярной туристической достопримечательностью, привлекающей путешественников как из России, так и из-за рубежа благодаря своей живописной природе и уникальным инженерным решениям, примененным при строительстве.
Туризм на КБЖД активно развивается, туристы могут наслаждаться великолепными видами на озеро Байкал, а также исследовать исторические достопримечательности вдоль линии. Множество экскурсионных поездок включает в себя не только традиционное путешествие по железной дороге, но и различные виды активного отдыха, такие как пешие прогулки и походы, которые дают возможность насладиться красотой окружающего ландшафта.
Некоторые маршруты предлагают экскурсии по местам культурного и исторического наследия, связанным со строительством дороги, включая рассказы о тяжелом труде рабочих и уникальных инженерных решениях, которые были необходимы для прокладки дороги в сложных горных условиях. На таких экскурсиях можно увидеть не только сами тоннели и мосты, но и обработанные руками людей скалы, которые были отколоты для создания рельсового пути.